правление школой осуществляется в соответствии с
Законом Российской федерации №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» на
принципах демократии, гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих
ценностей, жизни и здоровья человека, гражданственности, свободного развития
личности, автономности и светского характера образования.
Управление школой осуществляется на основе сочетания
принципов самоуправления коллектива и единоначалия.
Первый уровень - директор - главное административное лицо, воплощающее
единоначалие и несущее персональную ответственность за все, что делается в
образовательном учреждении всеми субъектами управления. На этом же уровне
модели находятся высшие органы коллегиального и общественного управления,
имеющие тот или иной правовой статус: Попечительский совет, педагогический
совет, органы самоуправления учащихся. Субъекты управления этого уровня
обеспечивают единство управляющей системы в целом, определяют стратегическое
направление развития, образовательного учреждения, всех его подразделений.
Второй уровень-заместитель директора образовательного учреждения.
Этот уровень выступает звеном опосредованного руководства директора
образовательной системой.
Его главная функция согласование деятельности всех участников процесса в
соответствии с заданными целями, программой и ожидаемыми результатами, то есть
добиваться тактического воплощения стратегических задач и прогнозов.
Третий уровень - методические объединения. К управленцам этого уровня
относятся руководители методических объединений.
Взаимодействие субъектов управления этого уровня осуществляется через
специализацию функций при их одновременной интеграции. Руководство на этом
уровне основано преимущественно на личных контактах, осуществляется с учетом
индивидуальных особенностей и не формализовано.
Четвертый уровень - учащиеся, родители и учителя. Развитие самоуправления
на этом уровне обеспечивает реализацию принципа демократизации. Участие детей в
управляющей системе формирует их организаторские способности и деловые качества.
В структурных связях принципиальным является единство управления -
соуправления - самоуправления. Вертикальные связи в уровнях управления отражают
формулу «власть-подчинение».
В школе разработаны функциональные обязанности для управленцев каждого
уровня управления, что обеспечивает четкость и слаженность в управлении
развитием образовательного учреждения, избавляет от перекладывания
ответственности с одного должностного лица на другого.
Школа уже несколько лет работает в режиме развития, поэтому организованная
структура управления ОУ строится по линейно- функциональному типу. По
линейно-функциональной структуре управления связи и Отношения субъектов
характеризуются одновременно и субординацией и координацией.
Управление образовательным процессом осуществляется через систему
внутрищкольного контроля, систему мониторинга за качеством преподавания и
уровнем обученности учащихся, состоянием их здоровья, уровнем воспитанности и
развитием познавательной деятельности учащихся. Полученные результаты
мониторингов и контроля позволяют принять правильное управленческое решение по
регулированию и коррекции образовательного процесса. Контроль осуществляется на
диагностической основе с использованием технологических карт, схем анализа
уроков и результатов деятельности учащихся, информационных технологий,
анкетирования и обобщения полученных результатов.
Функцию контроля выполняет либо учитель, либо председатель МО, либо
администрация, либо сам ученик. Рефлексивный подход в управлении
образовательным процессом позволяет повысить его качество и результативность.
Такая работа по организации
грамотного управления направлена на повышение культуры управленческой
деятельности. Конечный результат любых управленческих действий должен
ориентироваться на качественную подготовку выпускника школы во всем
многообразии этого понятия, имея в виду совокупность собственно-образовательных
приобретений, нравственных, духовных, а также развития его индивидуальных и
творческих способностей. Результаты решения этой задачи с учетом того, что она
не должна быть неизменной во времени и в обществе — основной критерий оценки
эффективности системы управления. |